Московский дворик. 1878г.
|
В июне 1877 года В. Д. Поленов, приехав из Петербурга, поселился по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен. Этот дом стал известен тем, что благодаря ему художник написал этюд «Московский дворик». Потом он вырастет в одноименную картину. Поленов вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Пути всеобщего признания той или иной картины подчас неисповедимы для самого мастера. Посылая картину на Передвижную выставку, художник напишет отчасти заискивающее письмо влиятельному И. Н. Крамскому, в нем он как бы извинялся: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось вы ступить на Передвижную... с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Поленовская картина получила оглушительный успех, а позже стала одним из самых любимых произведений русской живописи для многих поколений зрителей вплоть до наших дней. Причина ее популярности, думается, заключается в искренности, правдивости, простоте и понятности чувств, которые были вложены художником в этот ностальгический пейзаж. На картине запечатлен стародавний уклад московского неспешного быта, провинциальность заброшенной, в сравнении с чиновным Петербургом, столицы. Ведь эту городскую дворянскую усадьбу Поленов подглядел в самом центре первопрестольного града, совсем рядом с Арбатом. Поленовский пейзаж не просто пейзаж, но еще жанровая сценка «в духе бытовой бесфабульной идиллии» (Аленов М.А., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство XI – начала XX века. – М.: Искусство, 1989. С. 374.). И в этом был, очевидно, еще один секрет успеха картины. Он создает впечатление, что зритель сидит, — как это любят делать обыватели, — поглядывая из своего окна. Куда-то свояченица направилась, чего-то на лошади привезли. А заодно за детьми и курами приглядеть. Вон соседский мальчик плачет до крика. Вместе с тем «Московский дворик» стал новым словом в развитии русского пленэрного письма. Картина насыщена рефлексами, заметно постепенное высветление палитры. Изображению присуща красота общего пластического решения, основанного на законах ландшафтной живописи. Композиционная выверенность картины в соединении с ее светоцветовой насыщенностью позволили создать завершенный художественный образ. При этом Поленов не утратил непосредственности первого впечатления, обаяния первого взгляда из окна нанимаемой московской квартиры. Пелевин Ю.А. |