Бабушкин сад. 1878г.
|
Художник создает атмосферу запущенного, но прекрасного дворянского гнезда теперь уже позапрошлого столетия. Большую часть полотна занимает одичавший сад. Сквозь пышную зелень виден особняк, состарившийся, как и его владелица, которую вывела на прогулку, видимо, внучка (во всяком случае, так можно о ней судить по названию произведения). Старое отживает, и ему на смену приходит новая поросль. На бабушке, выходящей в сад своей молодости, стародавний темно-коричневый салоп и белый нарядный чепец, а платье девушки сшито по новейшей моде 1870-х годов. В. Д. Поленов — один из зачинателей «пейзажей настроения» в русской живописи. В конце 1870-х годов он создает такие схожие по настрою полотна, как «Бабушкин сад», «Московский дворик» (1878, ГТГ) и «Заросший пруд» (1879, ГТГ). Они были показаны на выставке передвижников, где один из критиков «Московских ведомостей» точно подметил их новаторские особенности: «Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего „настроение“ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия». Живописный пафос «Бабушкиного сада» близок лирике А. Фета и романам И. С. Тургенева, посвященным уходящему исконному быту дворянства, что явственно почувствовал И. С. Остроухов, художник последующего поколения: «Одним из неожиданно больших праздников было появление... первых интимных пейзажей Поленова в самом конце семидесятых годов, — писал он в воспоминаниях. — Меня поразило исключительно: „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „Заросший пруд“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других „тургеневских„ интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой». Поленов творит пейзажную идиллию, включающую в себя жанровую повествовательность. Пленэр здесь не только «декорация», в которой разыгрывается мизансцена, но и ее полноправный участник. Обаяние сада создается при помощи цветовых рефлексов, тонких световых переходов от густой тени к солнечным бликам. Пелевин Ю.А. |