Мужик с дурным взглядом. 1877г.
|
В Чугуеве Репин пишет портрет своего крестного Ивана Федоровича Радова, златокузнеца и ювелира, похожего на старого бога греков Зевса. Это не важно, что простонародный зипун на могучих плечах, что мы не видим открытого, как в Элладе, торса. Иван Федорович прислонился косой саженью прямой своей спины к какому-то золотому клубящемуся воздуху. К закатному облаку? Луч вечернего солнца льется справа налево – низко вдоль карих пристальных очей – и освещает их задумчивую глубину; голова полна тяжелых, как слитки, серебряных кудрей; седая борода дышит; соболиные черные брови спокойно лежат на широком лбу. Нет, это не портрет конкретного человека! Перед нами былина, дума, старинная сказка. Перед нами легенда. Репин назвал этот холст «Мужик с дурным глазом», чем обозначил способность своего Зевса колдовать. В1878 году на Международной выставке в Париже картина вызвала общее восхищение. В каталоге она значилась как «Тайна мужика с дурным глазом». «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть, - пишет Крамской Стасову в конце 1876 года. – Я знаю многих художников, изображающих мужичков, и хорошо даже, но ни один из них не мог никогда сделать даже приблизительно так, как Репин. Разве у Васнецова есть еще эта сторона.> Я, например, уж начто стараюсь добросовестно передавать, а не могу же не видать разницы. Даже у Перова мужик более легок весом, чем он есть в действительности; только у Репина он такой же могучий… как он есть на самом деле…» |