У омута. 1892г.
|
1890-е годы - время расцвета мастерства Левитана, его широкого признания и популярности у ценителей искусства. Но жизнь его и в эти годы отнюдь не была безоблачной, лишенной горестей и тягот. Не случайно рядом с пейзажами, утверждавшими красоту русской природы и единящих с ней мыслей и чувств, в его творчестве есть и драматические образы, в которых живет память о несовершенстве действительности. Так, даже прославившись, он "все-таки постоянно терпел всевозможные неприятности из-за своего еврейства". В то самое время, когда он в 1892 году работал над Вечерним звоном, началось выселение из Москвы лиц еврейской национальности, и в один "прекрасный" день Левитану было предписано, как "некрещеному еврею", в двадцать четыре часа покинуть город. Несмотря на протесты художественной общественности, живописцу пришлось какое-то время жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях, пока хлопоты друзей и сознающих абсурдность совершившегося влиятельных лиц (в том числе и Павла Третьякова), не позволили ему вернуться в Москву. Первая среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов, — "У омута" (1892). Начатая во время пребывания Левитана и Кувшинниковой в 1891 году в имении Панафидиных Покровское в Тверской губернии под впечатлением от омута, предание о котором некогда вдохновило Пушкина на создание "Русалки", картина тем не менее лишена мифопоэтического, фантастического оттенка. Скорее прав Нестеров, считавший, что в этой картине запечатлено "нечто пережитое автором и воплощенное в реальные формы драматического ландшафта", и изображение этого сумеречного "гиблого места" есть проекция в природу драматизма внутренней жизни Левитана в то время. Левитан передал в картине ощущение тревоги, взволнованной таинственности. Узкая тропинка, шаткие мостик из бревен, перекинутый над омутом, уводит зрителя от светлой водной поверхности, подсвеченной догорающей зарей, к лесной чащобе, погружающейся в сумрак Правильнее, наверное, говорить не о тревоге, а об опасности места. Тропинка совсем не узкая, а мостик из трех толстых бревен без пошатни, но поскользнуться и упасть легко. Водная поверхность не светлая, а черная: светлость от отраженного неба. Важная особенность мостика в направленности бревен: они расположены так, что при любом положении зрителя они смотрят прямо на него. Это значит, что при всей опасности перехода путник вынужден продолжить путь на ту сторону по мосту. На той стороне дорога становится хуже - в одну узкую доску. И очень скоро упирается в глухой лес. Темное небо за лесом. Значит, пройдя опасное место, углубясь в темный, хмурый лес и, возможно, избегнув неприятностей, путник не выйдет из тяжелого положения - небо (будущее) не обещает облегчения.Опасность, трудность и новая опасность, наконец, безнадежность жизненной ситуации - вот идея картины. С.Сандомирский. |