Нарцисс.

1819г.

«Нарцисс, смотрящий в воду» - картина написана в 1819 году на заданный Академией сюжет.
Легенда о Нарциссе – классический миф Древней Греции. Нарцисс – сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы – вырос таким красивым, что ни одну женщину не считал достойной себя. Нимфа Эхо, влюбившаяся в Нарцисса и отвергнутая им, высохла от горя так, что от нее остался только голос. В конце концов Немезида – богиня правосудия – решила наказать Нарцисса за гордыню. Нарцисс наклонился над источником и увидел свое отражение, и влюбился в него. Влюбился так, что не смог оторваться от отражения и умер от любви к себе.
По другой версии Нарцисс тосковал об умершей сестре-близнеце, и принял свое отражение за ее лицо. В результате так и умер над источником от горя.
Есть еще вариант, в котором Нарцисс кончает с собой, а из капель его крови вырастают прекрасные цветы – нарциссы.

Классический миф, весьма благодарный сюжет с точки зрения Академии. К тому же, существовали картины признанных мастеров, на которые мог ориентироваться молодой художник.
Но «Нарцисс» Брюллова не похож ни на Нарцисса Никола Пуссена («Эхо и Нарцисс», 1628-1630 гг.), ни на Нарцисса Микеланджело Караваджо («Нарцисс», 1598-1599 гг.).
Нарцисс Пуссена – спящий, утомленный Нарцисс, которым любуется влюбленная нимфа. Это полотно – описание безнадежной, безответной любви.
Нарцисс Караваджо – Нарцисс одетый, в нем нет ничего от Древней Греции, в нем не ощущается дыхания Олимпа. Это – обычный итальянский (отнюдь не греческий) юноша, молодой человек, который впервые увидел свое отражение.

Эти картины великолепны, но если у Пуссена еще чувствуется дыхание Эллады, то у Караваджо его нет вовсе, осталась только буква легенды.
Молодой Брюллов смог сохранить и дух, и букву древнего мифа Греции. Его Нарцисс действительно влюблен, он любуется пластикой своего обнаженного тела, склонившегося над источником. Он улыбается своему отражению, жестикулирует – беседует с ним. Для этого Нарцисса отражение вовсе не мертво, оно – больше, чем жизнь, оно – сам смысл его существования. Лукавый Амур улетает, насмешливо оглядываясь на свою жертву, но Нарцисс не замечает ничего, кроме своей единственной любви там, в источнике. Этот Нарцисс похож на греческие статуи, даже его опущенные вниз глаза (он смотрит в источник) напоминают слепые глаза мраморных изваяний.

Это полотно – обещание художника, заявка на будущие полотна. Оно еще несколько излишне классично, излишне академично, чуть излишне следует образцам. Но при этом оно самобытно и своеобразно. И глядя на Нарцисса Брюллова, можно поверить, что капли крови вот этого юноши могли стать прекрасными цветами. Уже здесь начинается тема единения природы и человека, которая прошла через все творчество Брюллова, затронув даже парадные портреты своим дыханием.
Капли крови художника стали картинами, и одна из них – «Нарцисс, смотрящий в воду».

Hosted by uCoz