Портрет Н.Н.Пушкиной.

1831г.

Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором Ланская (27 августа 1812, поместье Кариан, Тамбовской губернии — 26 ноября 1863, Петербург) — супруга великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин встретил Наталью Гончарову в декабре 1828 года, а в апреле 1829 сделал ей предложение. Ответ матери Гончаровой был неопределённым: ни да, ни нет. По воспоминаниям брата Натальи Николаевны, Сергея «с Натальей Ивановной у Пушкина были частые размолвки, потому что Пушкину случалось проговариваться о проявлениях благочестия и об императоре Александре Павловиче»,старшая же Гончарова была чрезвычайно набожна, а к покойному императору относилась с благоговением. Второй раз, 6 апреля 1830 года, согласие на брак было получено. Наталья Николаевна вышла замуж за А. С. Пушкина 18 февраля 1831 года (дата старого стиля). Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился.писал поэт П. А. Плетнёву вскоре после свадьбы.

Красота Пушкиной произвела впечатление в светском обществе Петербурга. Вот что писала мать Александра Сергеевича его сестре Ольге … император и императрица встретили Наташу с Александром, они остановились поговорить с ними, и императрица сказала Наташе, что она очень рада с нею познакомиться и тысячу других милых и любезных вещей. И вот она теперь принуждена, совсем этого не желая, появиться при дворе.

Долгое время считалось, что Наталья Николаевна не занималась семьёй и домом, была пуста и интересовалась только светскими развлечениями, однако позднейшее изучение архивов Гончаровых, писем Пушкиной к родным (письма её к поэту не найдены, а письма Пушкина к жене были переданы Н. А. Меренберг И. С. Тургеневу и опубликованы ещё в 1878 году), перевернуло представление о её личности.Нелёгкое было положение Натальи Николаевны, жены первого поэта России, поэта, который для одних был гордостью страны, а для других весьма неприятным, неуживчивым человеком, обладавшим острым и язвительным языком. И тогда, как первые вольно или невольно видели в Наталье Николаевне прежде всего жену гения, а не просто очень красивую светскую женщину и ожидали найти в ней собрание всевозможных совершенств, другие, завидовавшие гению поэта и не любившие его как человека, намеренно искали в его жене недостатки, которые могли бы унизить самолюбивого поэта.

Свои чувства к жене поэт выражал большей частью в письмах. В сентябре 1833 года из Нижнего Новгорода и Оренбурга он писал ей: «... я все еще люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую куда ни попало. Addio mia bella, idol mio, mio bel tesoro quando mai ti rivedro. (Прощай красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище, когда же я тебя опять увижу...)... Мне тоска без тебя, кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Акварель А.П.Брюллова является единственным известным портретом Натальи Николаевны, созданным при жизни Пушкина. 8 декабря 1831 года поэт писал ей из Москвы:«Брюллов пишет ли твой портрет?».Несомненно об этом портрете писал Пушкин жене 30 июля 1834 года из Петербурга в Полотняный завод: «Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри».

Портрет хранился в семье Пушкиных, а с 1844 года Пушкиных-Ланских. После смерти Натальи Николаевны он находился у ее детей. В 1927 году внук Н. Н. Пушкиной-Ланской, П. И. Арапов (сын ее старшей дочери от второго брака), передал портрет в Пушкинский дом (Институт русской литературы), откуда поступил во Всесоюзный музей А.С.Пушкина.

Hosted by uCoz