Царевна Софья в Новодевичьем монастыре.

1879г.

Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году.

Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории. Право, спасибо Вам. Ваша вещь, где хотите, была бы первой».Год, целый год провела эта «тигрица» в заключении, более того – в монастыре. Ее еще не постригли в монахини – парчовый, расшитый драгоценными каменьями парадный наряд «правительницы» видит зритель. Но волосы ее распущены по плечам – будто вот-вот коснутся их ножницы пострига. За окном, перегороженным кованой тюремной решеткой, стоит виселица, на ней – тело повешенного стрельца… В келье, кроме застывшей в исступлении Софьи, еще только девочка-служка в черной высокой шапочке. Со страхом, с изумлением глядит дитя на кровавую «тигрицу». Вся прочая прислуга Софьи или изувечена на дыбе, или умерла под пыткой.

Репин написал одиночество властолюбия, не останавливающегося перед кровью человеческой, перед жертвами и муками других. Поглядите на темно-красный ковер в келье Софьи, ведь это кровь человеческая… Живописец Репин – тончайший виртуоз – написал отражение платья царевны в ковре так, будто его дает густая плотная жидкость, а не мягкий ворс. Здесь впервые звучат репинские красные тона: алый и более густой – пунцово-коричневый. Мастер дает его рядом с черным цветом. Илья Ефимович научился использовать прозрачный копайский бальзам, придающий масляным краскам особую нежность. Он создает живописное целое своего холста, «сплетая» оттенки цвета, как ковровщик – тончайшие нити.

В дате, входящей в название картины, И.Е.Репин допустил неточность. Царевна Софья (1657-1704) была заточена в Новодевичий монастырь 6 сентября 1689. На следующий день, 7 сентября, издан указ об исключении царевны Софьи из "Титула"; таким образом, она официально перестала быть правительницей. Через год после ее заточения, то есть в 1690, раскрыт заговор сторонников Софьи против Петра. Именно тогда последовала расправа и казнь ее сторонников и "всей ее прислуги". По приказу Петра перед окнами кельи Софьи было повешено 195 стрельцов. 21 сентября 1698 (этот год стоит в названии картины) царевна Софья по решению Петра была пострижена в монахини, став инокиней Сусанной. Скончалась Софья 3 июня 1704, "а от рождения ей было 46 лет и 9 месяцев и 16 дней".

На выставке "Репин. 1891. С.-Петербург" экспонировались три живописных этюда для головы царевны Софьи: № 187 - "К царевне Софии (Е.И.Бларамберг- Ардов)";№ 188 -"Голова к царевне Софии"; № 189 - "№ 2, тоже". Для одного из них позировала Е.И.Бларамберг-Апрелева (литературный псевдоним - Ардов), для другого - " молодая толстая домашняя портниха, жившая во дворе, во флигеле" дома Репиных в Трубном переулке в Москве. О третьем живописном этюде сведений не имеется. В воспоминаниях дочери художника Веры Ильиничны есть свидетельство о том, как приезжала в дом Репиных Е.И.Бларамберг-Апрелева позировать для картины: "Она распускала свои чудные, длинные волосы и позволяла мне трогать их и путать, а я воображала, что плету косы". Кроме живописных, Репин исполнил графический этюд с В.С.Серовой, матери художника В.А.Серова, опубликованный в журнале " Нива" (1914, № 29). Местонахождение этюдов неизвестно. По воспоминаниям В.И.Репиной, платье для "правительницы Софьи" специально шилось на квартире Репина: "Для нее шился из серебряной парчи сарафан с откидными рукавами, длинными, в девять аршин, кисейными рукавами с золотой ниткой... а рукав собирался мелкою оборочкой". В Музее-усадьбе " Пенаты" хранится круглый парчовый воротник, являвшийся частью костюма Софьи. Приступая к работе над картиной, Репин обращался не только к историческим источникам, но изучал и зарисовывал исторические раритеты, хранившиеся в Оружейной палате Московского Кремля, директором которой был историк С.М.Соловьев. В воспоминаниях о В.С.Соловьеве Репин рассказывает и об эпизодах, связанных с отцом философа, и о его помощи при работе над картиной.

Живописные этюды для картины находятся в частных собраниях. Графические 1878 года - в ГТГ и в ГРМ, акварельный - в Музее личных коллекций ГМИИ. И.С.Зильберштейн упоминает о двух альбомах, заполненных рисунками к "Софье", при жизни Репина хранившихся в "Пенатах". В настоящее время из этих альбомов известны единичные разрозненные листы.

Hosted by uCoz